|
В Британии и американских колониях XVIII век ознаменовался движением за духовное возрождение истинной апостольской Церкви. Оно получило название ревайвелизм (от англ. revival - "возрождение", "оживление", "пробуждение").
Проповедники ревайвелизма считали нравственные пороки людей источником социального зла и видели спасение в полном очищении каждого человека через "рождение свыше". Они не принимали учения кальвинизма о предопределении, говоря, что Христос Своей Кровью уже искупил грехи всего человечества. Человеку достаточно "обратиться", т. е. покаяться в совершённых грехах, уверовать в Бога и подчиниться Его водительству.
Ревайвелизм настаивает на возможности очищения не только от личных грехов, но и от первородного греха, лежащего на всём роде человеческом. Это достигается через "рождение свыше" - духовное возрождение, которое мгновенно чудесным образом меняет всего человека. Человек переживает сначала все муки отчаяния и душевной агонии, которые "выжигают" грех, после чего он может чудом обрести спасение.
Чувство обновления, чистоты и праведности так сильно и ярко в человеке после обращения, что сравнимо только с полным преобразованием всего его существа. "Истинный христианин подобен зданию, перестроенному от фундамента до кровли, - писал американский богослов Дж. Аллан. - Это новый человек, новое творение".
|